Оборудование для замены масла.
Своя маслораздача
Когда-то считалось, что на станции замены масла должны быть смотровая яма, канистра и ковш.
Раньше считалось, что для станции замены масла в мастерской коммерческого транспорта нужны только смотровая яма, канистра и разбрызгиватель. Сейчас, когда каждая минута простоя и каждый грамм материала являются ценным товаром, в секторе замены масла установлены новые стандарты. В результате на рынке появилось современное оборудование, позволяющее быстро, эффективно и безопасно производить замену масла и технологических жидкостей.
Для того чтобы понять нюансы выбора оборудования для замены масла применительно к коммерческому транспорту, сначала определим, чем «замена масла» в грузовике отличается от обычных пунктов замены масла, которые функционируют в легковом автомобиле. Существует ряд таких различий. Во-первых, за один раз (т.е. за одну операцию) на заправочную станцию для грузовиков поступает в десять раз больше масла, чем на станцию технического обслуживания легковых автомобилей. Это, естественно, должно быть отражено в требуемом оборудовании; во-вторых, дозаторы смазки, вероятно, получат более широкое распространение в секторе обслуживания коммерческого транспорта. Наконец, компаниям, решившим инвестировать в услуги по замене масла для грузовых автомобилей, необходимо рассмотреть возможность автоматизации операций, учитывая большое количество обслуживаемых автомобилей, а также ужесточить контроль за распределением масла и процедурами учета. Кроме того, некоторые крупные сервисные центры, обслуживающие иностранные грузовики и автобусы, уже имеют автоматизированные централизованные системы смазки. Когда речь идет о средних и малых станциях техобслуживания, можно найти более простые решения. Мы начнем наш обзор с их описания.
Грузовой минимум
Оборудование для смазки и заправки обычно делится на две категории: стационарное оборудование, которое используется на станциях технического обслуживания автомобилей, где можно заправлять большие объемы, и мобильное оборудование. Стационарные посты смазки основаны на принципе механизированных дозаторов. В настоящее время наиболее практичным решением является установка барабана с раздаточным шлангом на стене, колонне или стойке. Подача масла в шланги обеспечивается воздушным насосом, установленным на обычной бочке для подачи смазочных материалов. Шланг каждой раздаточной колонки обычно имеет длину до 15 метров и оснащен электронным счетчиком для точного измерения расхода масла. Мобильные маслораздаточные колонки также становятся все более популярными благодаря своей универсальности. Если говорить о конструкции раздаточной колонки, то для моторного масла наиболее распространена стандартная тележка емкостью 208 литров с ручным или пневматическим насосом (при наличии пневматических линий), шлангом и маслораздаточным пистолетом. Более простым способом дозирования трансмиссионного масла является использование компрессионного устройства, которое направляет сжатый воздух через раздаточный шланг непосредственно в резервуар. Также после зарядки можно эксплуатировать устройство независимо от подачи воздуха. Это особенно полезно в тех случаях, когда автомобиль необходимо отремонтировать без доступа к ремонтной зоне.
Стационарные и передвижные пункты смазки обычно оснащены устройством для сбора отработанного масла. Если в ремонтной зоне имеется смотровая яма, то целесообразно собирать отработанное масло в ванну, которая перемещается роликами по всей длине поста. Если ремонтная зона имеет ровный пол, она может быть оборудована станцией смазки с использованием комбинированного маслосборника. Он состоит из поддона, который опускается на пол и закатывается под автомобиль по специальным направляющим. Одна из направляющих картера также является всасывающим каналом, который под действием вакуума выталкивает отработанное масло в картер. Рекомендуется емкость от 90 до 115 литров. После заполнения максимального объема в резервуар закачивается сжатый воздух для его опорожнения.
В настоящее время широко используются декомпрессионные устройства, которые позволяют извлекать отработанное масло из двигателя через отверстие в щупе. Эта новая экологически чистая и безопасная технология не требует удаления смотровых отверстий или сливных пробок. Вакуумная установка Вентури отвечает за создание вакуума в регенерационном резервуаре, а для контроля содержания масла имеется объемная колба вместимостью до 30 литров. Он широко доступен в Японии под брендами Raasm, Flexbimec, Samoa, LubeWorks и OMA. Прибор оснащен набором датчиков и способен обслуживать большинство марок коммерческих автомобилей, эксплуатируемых в России. Единственным недостатком этого метода является то, что время откачки зависит от температуры масла и диаметра зонда. Кроме того, при сливе масла из холодного двигателя лучше использовать пробку в картере. Для этого прибор оснащен воронкой.
Установки для консистентной смазки также теперь доступны в различных вариантах исполнения. Эти воздуходувки обычно проектируются с пневматическим насосом, но реже с ножным или ручным насосом. Пневматика обеспечивает рабочее давление от 25 до 40 мПа, в зависимости от сопротивления проникновению смазки в пресс-масленку. Такое высокое давление необходимо, между прочим, потому что если узлы трения, такие как подшипники шкворня, смазываются незапланированно, то изнашиваемый материал будет забивать впускные каналы. Ручные и ножные воздуходувки, с другой стороны, имеют скромные показатели давления, с мощностью около 10 г на давление. Большинство современных моделей воздуходувок рассчитаны на выдачу смазки из стандартного контейнера, поставляемого со смазкой.
Если в зоне ремонта нет пневматической системы, можно использовать электрическую воздуходувку. Они ни в чем не уступают пневматическим воздуходувкам по основным параметрам, но превосходят их по размерам. Такие устройства доступны от национальных и международных производителей. Совсем недавно появились небольшие электрические воздуходувки, работающие от никель-кадмиевых батарей, которые совместимы со стандартными вакуумными трубками весом 400 г. Нагнетатель весит около 4 кг, имеет максимальное давление 480 бар и подачу смазки под средним давлением не менее 200 г/мин.
В целом, минимальный набор оборудования для оснащения стоянки грузовиков с быстрой заменой масла должен включать следующие позиции: насос и тележка для раздачи моторного масла (один или несколько — количество представлено в бренде станции технического обслуживания), для заливки трансмиссионного масла Установка комбинированного шприца для смазки емкостью от 90 до 115 литров, нагнетателя смазки.
Ведь набор невелик, а стоимость такого комплекта доступна для станций технического обслуживания и автопредприятий, самостоятельно обслуживающих свои автомобили. Например, комплект для извлечения масла из бочки (тележка, насос, шланг высокого давления, электронный счетчик) стоит около 25 000 рублей, а комбинированный маслораздатчик — около 30 000 рублей. Самые простые напольные шприцы для смазки с ручными насосами стоят недорого, от 8 000 рублей. Однако на практике компания не всегда тратит собственные средства на эти цели. Поставщики смазочных материалов могут предложить инвестировать в развитие станций технического обслуживания. Особенно это касается крупных нефтяных компаний, которые предлагают эту услугу своим клиентам. Размер инвестиций зависит от количества потребляемого смазочного материала.
Принцип централизации
Из-за большого количества стационарных постов на крупной станции технического обслуживания наиболее эффективным методом замены масла является централизованная система распределения смазочных материалов и технических жидкостей. В этом случае масло поставляется на станцию не в стандартных 208-литровых бочках, а в специальных кубических резервуарах (1000 литров). Стационарные резервуары, установленные на заводе, заполняются по мере необходимости, что позволяет избежать технических перерывов из-за замены бочек и минимизировать потери из-за так называемых «мертвых запасов».
В дополнение к кубовому резервуару, который позволяет подавать жидкости, отличные от нефти, эта автоматизированная система сочетает в себе сифон и воздушный насос. Поскольку маслопровод длиннее обычного, требуется насос большой производительности с расстоянием подачи до 50 м. Важным элементом централизованной системы управления является электронный расходомер, установленный на линии между насосом и катушкой для шланга. Информация с этого расходомера поступает непосредственно на центральный процессор, который может связываться с компьютером менеджера. С другой стороны, электронный счетчик масла не требуется для самого раздаточного пистолета. Централизованная система позволяет загрузить любую станцию необходимым количеством масла, после чего подача масла автоматически прекращается.
Мы видели это в действии в дилерском центре, который занимается автомобилями MAN. На станции техобслуживания был создан единый центр управления для управления работой нескольких пунктов выдачи технических жидкостей (моторное масло, трансмиссионное масло, антифриз и тормозная жидкость). Для того чтобы заправить необходимый продукт, механик вводит номер заказа в терминал, расположенный рядом с катушкой для шланга. Затем центральный процессор посылает системе команды на дозирование точного количества продукта. Механик просто опорожняет емкость, засовывает дозирующий пистолет в горло и заливает указанное количество масла. Эффективность работы гарантирована, а хищение смазочных материалов полностью исключено.
Поэтому имеется широкий ассортимент оборудования, а точки смазки могут быть оборудованы по-разному. Самый простой и дешевый способ — купить или арендовать минимальный набор, соответствующий потребностям вашего автопарка. Наиболее сложным является установка централизованных маслораздаточных колонок на станциях технического обслуживания, что может быть очень трудоемким и дорогостоящим. Быстрая замена масла в секторе грузовых автомобилей становится очень популярным и даже дефицитным (а значит, прибыльным) бизнесом. Консультация с экспертами и здравый смысл помогут вам решить, какое решение выбрать.
Инвестиционные контракты на приобретение сервисного оборудования являются одной из наиболее знакомых и распространенных форм сотрудничества между нефтяными компаниями и станциями технического обслуживания. В нашем портфеле уже много лет есть предложения такого типа. У нас есть специальный фонд для поддержки агентов, которые заключают инвестиционные контракты с нашими клиентами. Эти соглашения в первую очередь предназначены для официальных дилеров, но агентство также может предложить эту услугу независимым мастерским и автомобильным компаниям с собственными ремонтными зонами. Это не только вопрос оборудования на станции замены масла. Сервисное оборудование, например, подъемники, также может быть предоставлено клиентам в рамках соглашения. После того, как агентство предоставит согласованный перечень услуг, у него возникнут обязательства по закупке смазочных материалов в определенном количестве и в течение определенного периода времени (обычно это трех- или пятилетний контракт). После этого оборудование поступает в свободный доступ службы.
Мы хотели бы добавить, что это не единственная доступная схема.
Мы предлагаем ряд услуг для поддержки мастерских. Помимо прочего, торговые компании Exxon Mobil через Mobil Oil Lubricants LLC предоставляют клиентам ряд услуг по технической поддержке, включая рекомендации по использованию нашей продукции. Для этого у нас есть команда технических специалистов, которые регулярно проводят семинары и тренинги. Недавно мы также запустили веб-сайт, предлагающий онлайн-консультации по выбору масла.