- Диагностика и замена топливного насоса на автомобилях ВАЗ 2110/2112
- Какие бензонасосы устанавливают на автомобили ВАЗ 2110/2112
- Таблица: особенности систем подачи топлива в цилиндры двигателя в зависимости от модификации автомобиля
- Особенности конструкции бензонасосов карбюраторной и инжекторной систем впрыска топлива
- Признаки неисправности бензонасоса ВАЗ 2110/2112
- Как проверить механический топливный насос
- Замена механического
- Проверка электрической цепи
- Проверка давления в топливной рампе
- Проверка производительности
- Замена топливного насоса на инжекторных автомобилях ВАЗ 2110/2112
Диагностика и замена топливного насоса на автомобилях ВАЗ 2110/2112
Бензонасос является ключевым элементом топливной системы автомобиля. Его роль заключается в том, чтобы забирать бензин из бака, создавать давление и подавать его в двигатель. Неисправность этого узла может привести к неисправности или остановке силового агрегата.Замена насоса ВАЗ 2110-2112 может быть произведена без посещения станции технического обслуживания.
Какие бензонасосы устанавливают на автомобили ВАЗ 2110/2112
На автомобилях ВАЗ 2110/2112 может быть разная подача топлива в цилиндры в зависимости от года выпуска и типа установленного двигателя.
Таблица: особенности систем подачи топлива в цилиндры двигателя в зависимости от модификации автомобиля
Модель/ Модификация | Год производства | Рабочий объем двигателя см3 | Количество клапанов | Система впрыска |
ВАЗ 21100 | 1996-2000 | 1500 | 8 | Карбюратор |
ВАЗ 21101 | карбюраторы 2004 | 1600 | 8 | Инжекторы |
ВАЗ 21102 | с 2004 | 1500 | 8 | |
ВАЗ 21103 | с 2001 | 1500 | 16 | |
ВАЗ 21103М | с 2001 | 1500 | 16 | |
ВАЗ 21104М | с 2001 | 1600 | 16 | |
ВАЗ 21120 | 1999-2008 | 1500 | 16 | Инжекторы |
ВАЗ 21121 | 1999-2008 | 1600 | 8 | |
ВАЗ 21122 | 1999-2008 | 1500 | 8 | |
ВАЗ 21124 | 2004-2008 | 1600 | 16 | |
ВАЗ 21128 | 2004-2008 | 1800 | 16 | |
ВАЗ 21123 | 1999-2009 | 1600 | 16 |
Только первая модифицированная версия ВАЗ 2110 была оснащена карбюраторной системой впрыска; первоначально на нее устанавливался механический топливный насос ДААЗ (каталожный номер 2108-1106010). До этого он использовался для совершенствования своих возможностей на машинах «Спутник» и «Самара».
Механический бензонасос был установлен в моторном отсеке ВАЗ 2110, справа от клапанной крышки двигателя, и приводился в действие распределительным валом.
Все инжекторные двигатели ВАЗ 2110/2112 оснащены погружным топливным модулем. Структура этого модуля состоит из следующего
- Электрический бензонасос.
- Фильтр грубой очистки.
- Датчик уровня топлива.
Топливный модуль устанавливается непосредственно на бак автомобиля. Это означает, что бензонасос полностью погружен в бензин. Инжекторы ВАЗ 2110/2112 комплектуются электрическими топливными насосами отечественного, совместного или импортного производства. Они производятся на заводах «Утес», «Пекар», «Саратов» и всемирно известной компанией Bosch, и именно эти насосы используются во всех современных автомобилях ВАЗ. Каталожный номер оригинального электронасоса — 2112-1139009. Существуют также модификации с двумя дополнительными цифрами, например 02 или 03. Это может привести к разным длинам и диаметрам изделий.
Особенности конструкции бензонасосов карбюраторной и инжекторной систем впрыска топлива
Механический бензонасос на первой модифицированной версии ВАЗ 2110/2112 имеет простую конструкцию. В его основе лежит набор мембран из специальной резиновой ткани, устойчивой к химическому воздействию бензина. В корпусе насоса имеются два клапана — впускной и выпускной. Мембрана приводится в действие поршневым штоком (толкателем). Он перемещается с помощью кулачкового механизма, который вращается распределительным валом.
Подобные механические бензонасосы могут использоваться десятилетиями, пока не износится приводной шток или не сломается мембрана. А в маловероятном случае эти элементы можно заменить за 30 минут.
Первые модификации ВАЗ 2110 с карбюраторной системой впрыска оснащались механическим бензонасосом.
Случай с электрическим бензонасосом более сложный. В его основе лежит небольшой электродвигатель. Он работает не иначе, чем обычный насос, будучи полностью погруженным в бензин. Давление в системе нагнетает не мембрана (хотя такие насосы существуют), а крыльчатка специальной формы, установленная на валу двигателя.
Срок службы электрических топливных насосов составляет от 150 000 до 200 000 км, но они могут выйти из строя гораздо раньше. Основными причинами выхода из строя неиспользованных ресурсов являются присадки, добавляемые в бензин, и различные механические примеси. Первые разрушают щетки и коллекторы, а вторые засоряют клапанные механизмы.
Бензонасос на инжекторных двигателях ВАЗ 2110/2112 электрический и является частью погружного топливного модуля.
Признаки неисправности бензонасоса ВАЗ 2110/2112
Признаки неисправности насоса одинаковы независимо от его конструкции или типа системы впрыска. К ним относятся
- Трудности при запуске двигателя.
- Неустойчивое поведение двигателя на холостом ходу (вибрация, дрожание, заглохание двигателя).
- Ощущение заторможенности при ускорении во время движения.
- Снижение мощности и тяговых качеств двигателя.
- Отсутствие характерного шума при запуске бензонасосов (в случае инжекторных двигателей).
- Признаки утечки топлива (в карбюраторных двигателях).
Довольно сложно судить о неисправности топливного насоса по отдельности. На самом деле, первые три основных симптома могут указывать на другие проблемы в топливной системе
- Засоренный топливный фильтр.
- Проблемы с датчиками, такими как датчики массового расхода воздуха, положения дроссельной заслонки и концентрации кислорода.
- Одна или несколько форсунок засорены.
- Неисправный регулятор давления.
Такие же симптомы могут наблюдаться и при проблемах с зажиганием. Причину этих симптомов можно найти, проверив устройство.
Как проверить механический топливный насос
Чтобы проверить механический бензонасос, вам понадобятся следующие инструменты и оборудование
- Крестообразная отвертка.
- Отвертка с плоской головкой.
- Гаечный ключ (головка) x 10.
- Открытый гаечный ключ 13 мм.
- Две чистые, сухие пластиковые бутылки емкостью 2 литра.
- Шланг того же диаметра, что и топливный шланг (50 см).
1-1,5 литра бензина. - Штангенциркуль (линейка).
- Секундомер (часы).
Давайте сначала посмотрим на производительность. Исправный механический бензонасос ВАЗ 2110 оснащен фильтром очистки и должен перекачивать не менее 1 литра топлива в минуту.
Алгоритм проверки следующий
Проверка производительности — это измерение количества топлива, которое было выкачано за определенный период времени.
Если в минуту перекачивается менее 1 литра топлива, бензонасос неисправен.
Если в минуту перекачивается менее 1 литра топлива, насос вышел из строя. Это может быть вызвано
- Неисправные клапаны.
- Одна или несколько диафрагм сломались.
- Засорение сетки насоса.
- Изношенная приводная штанга (толкатель).
Если вы хотите проверить дальше, выполните следующие действия
Отсоедините впускной и выпускной шланги.
Когда вы нажимаете на рычаг ручного расширения, вы должны почувствовать вакуум на входе воздуха и толчок воздуха на выходе воздуха.
На сетчатом фильтре не должно быть признаков повреждения или деформации.
Открутите две гайки и снимите бензонасос со шпильки.
Для демонтажа насоса выкрутите шесть винтов по окружности корпуса.
Длина поршневого штока должна составлять 82,4 мм.
Замена механического
Если вы обнаружили проблему с топливным насосом, вы можете либо отремонтировать его самостоятельно, либо заменить новым. В первом случае лучше приобрести ремонтный комплект. Сюда входят все элементы устройства, которые могут выйти из строя, например, клапаны, прокладки, диафрагмы и толкатели.
Однако, если насос должен быть заменен как единое целое, это еще проще.
После демонтажа неисправного устройства вам необходимо
Теперь необходимо установить новый бензонасос на новую прокладку.
Проверка электрической цепи
В отличие от карбюраторных двигателей, где топливный насос имеет механический привод, в инжекторах ВАЗ 2110/2112 за работу этого устройства отвечает специальное реле и предохранитель. Поэтому необходимо проверить эти элементы, прежде чем приступать к диагностике самого насоса: если хоть один из них неисправен, насос вообще не будет работать.
Включите зажигание, не запуская двигатель, и прислушайтесь. Работающий бензонасос при запуске издает характерный «свистящий» звук. Если этого не происходит, то либо вышел из строя сам насос, либо одна из цепей питания.
Реле насоса и предохранитель расположены во вспомогательной монтажной коробке в центральной консоли автомобиля. Доступ к ним можно получить, сняв пластиковую крышку (возле левой ножки пассажирского сиденья). Он удерживается на месте несколькими саморезами. Под крышкой находятся три реле и три предохранителя. Обычно защитные элементы контура бензонасоса расположены в центре.
Реле и предохранители расположены во вспомогательном монтажном блоке под крышкой.
Чтобы проверить предохранители, выньте предохранитель из гнезда и «проверьте» его тестером. При необходимости замените его в соответствии с его номиналом (15A). Маловероятно, что вы сможете проверить реле без специализированного оборудования. Однако вместо проверяемого реле можно установить другие реле, например, вентилятора радиатора (крайнее слева). Включите зажигание и спросите, работает ли бензонасос. Если это так, купите и установите новое реле. Если это не решит проблему, продолжите диагностику.
Чтобы проверить реле бензонасоса, вместо него можно установить реле вентилятора радиатора.
Проверка давления в топливной рампе
Однако сам факт того, что бензонасос начинает работать при включении зажигания, не означает, что он исправен. Основным показателем его работы является давление в системе. Это можно проверить с помощью обычного манометра для измерения давления в шинах (диапазон измерения от 5 до 7 бар). Вам также понадобится маслостойкий шланг с внутренним диаметром 9 мм и два хомута соответствующего размера.
Процедура выглядит следующим образом
Эта насадка специально разработана для измерения давления.
Для измерения давления топлива в рампе используйте обычный шинный манометр.
Оно должно составлять от 2,8 до 3,2 бар для двигателя объемом 1500 см3 и от 3,6 до 4 бар для силового агрегата объемом 1600 см3. Если манометр опускается ниже этого значения, насос не пригоден для дальнейшей работы.
Проверка производительности
Чтобы выяснить, не вышла ли АЗС из строя, лучше всего проверить ее эффективность. Для этого вам понадобятся.
- Крестовая отвертка.
- 1 бензостойкий шланг (50-80 см) с зажимом.
- гаечный ключ № 17;
- Пустая пластиковая бутылка емкостью 2 литра.
- Кусок изолированного провода.
- Секундомер.
Проверка работоспособности выполняется следующим образом
Инжекторный насос автомобиля ВАЗ 2110/2112 должен перекачивать 1,5 литра топлива в минуту. Если этот показатель низкий, насос необходимо заменить.
Замена топливного насоса на инжекторных автомобилях ВАЗ 2110/2112
Необходимые инструменты
- Крестообразная отвертка.
- Отвертка с плоской головкой.
- гаечный ключ n.17;
- гаечный ключ №7.
- гаечный ключ 5.
Процедура замены заправочного насоса
Выкрутите два винта, крепящие крышку грузового отсека.
Отсоедините электрический разъем.
Гайка на ниппеле насоса ослабляется гаечным ключом, а 17
С помощью гаечного ключа 7 мм снимите восемь фланцевых гаек с топливного модуля.
С помощью отвертки выкрутите два самореза, крепящих датчик уровня топлива.
Снимите фиксатор на направляющей с помощью отвертки.
Используя плоскую отвертку и гаечный ключ 5 мм, выверните болты крепления крышки бензонасоса.
Снимите бензонасос с корпуса и замените его новым.
После сборки проверьте работу нового бензонасоса.
Независимо от конструкции, работы по замене топливного насоса на автомобиле ВАЗ 2110/2112 можно выполнить самостоятельно, не требуя специальных навыков. Однако если вы не особенно уверены в своих силах, вы можете обратиться в местный автосервисный центр.