DeLorean DMC-12 — спортивный автомобиль, выпускавшийся американской компанией DeLorean Motor Company в Северной Ирландии с 1981 по 1983 год. В 2009 году автомобиль был восстановлен по заказу компанией DMC Texas.
Общее название было «DeLorean», так как это была единственная модель, выпускаемая компанией; DMC-12 имел двери типа «gullwing»; первые прототипы DeLorean Safety Vehicle (DSV) появились в марте 1977 года, а производство началось в 1981 году (январь 21, первый DMC-12 сошел с конвейера на заводе DMC Dunmurry в Северной Ирландии). В ходе производства было изменено несколько деталей, включая капот, колеса и интерьер, и к моменту окончания производства в 1983 году было выпущено около 9 000 DMC-12, из которых около 8 000 сохранились до наших дней.
Уникальной особенностью DeLorean был его каркасный кузов из композитных материалов, ламинированный неокрашенными листами нержавеющей стали толщиной 1 мм, что делало его устойчивым к ржавчине и придавало ему характерную окраску.
Гениальный дизайн автомобиля вдохновлен машиной времени, показанной в трилогии фильмов Роберта Земекиса «Назад в будущее».
DMC-12 был нацелен в первую очередь на американский рынок и поэтому на заводе оснащался левым рулем. В Великобритании было построено всего несколько праворульных Delorean.
История создания автомобиля
Техническая документация для этого автомобиля была заказана Lotus Engineering в сжатые сроки Джоном ДеЛореаном.
К процессу проектирования был привлечен Джорджетто Джуджаро из Italdesign, и в октябре 1976 года первый прототип DeLorean DMC-12 был завершен Уильямом Т. Коллинзом, главным инженером и дизайнером Pontiac.
Изначально предполагалось, что автомобиль будет оснащен подвеской Chevrolet Corvette и модифицированным двигателем. Однако из-за спора между GM и DeLorean альтернативой стал недавно разработанный шестицилиндровый двигатель Peugeot-Renault-Volvo (PRV) с центральным расположением цилиндров (2849 куб. дюймов, 150 л.с.). Он оснащался пятиступенчатой механической и трехступенчатой автоматической коробками передач.
Дизайн включал зеркально отполированный низкий клиновидный кузов, заднее расположение двигателя, распашные двери и задние колеса большого диаметра.
Для производства DMC-12 был построен завод недалеко от Белфаста в Северной Ирландии; строительство началось в октябре 1978 года, и DMC-12 должен был поступить в производство в 1979 году, но выпуск был отложен до начала 1981 года. В то время в Северной Ирландии был высокий уровень безработицы, и местные жители с нетерпением ждали новых рабочих мест. Рабочие были неопытными, и потребовалось много усилий, чтобы улучшить качество машин. Благодаря премиям и предоставлению лучшего оборудования, к 1982 году качество несколько улучшилось.
Накопившиеся долги и потеря престижа, вызванная провалом ассамблеи, привели к банкротству. Из-за спешного производства качество готовых автомобилей было сомнительным. Было много жалоб от клиентов из-за качества автомобилей, и многие из них были возвращены. Гарантия на автомобили составляла пять лет и 80 000 километров пробега, но условиям гарантии соответствовал только кузов, изготовленный по новейшей технологии того времени. Цена за это качество была несравненно высокой. В результате продажи снизились, склады были переполнены, и только энтузиасты были готовы покупать их за свой счет и в удовлетворительном состоянии.
В октябре 1982 года Джон Делореан был арестован ФБР по сфабрикованному делу о кокаине. Позже он был оправдан, но банки отказались финансировать DeLorean, а правительство прекратило финансирование, поэтому DMC-12 уже нельзя было спасти.
На момент закрытия завода в Северной Ирландии около 2 000 DMC-12 оставались непроданными, что составляло примерно 23% от общего объема производства. Эти машины были проданы несколько лет спустя, после того, как DMC-12 стал всемирно известным.
В 2008 году компания DMC Texas предоставляла запчасти владельцам автомобилей и восстанавливала их старые машины; был запущен небольшой серийный выпуск автомобилей DMC-12, цена которых составляла около 90 000 долларов.
Автомобиль в кино и на телевидении
DeLorean DMC-12 стал известен, когда появился в качестве машины времени в фильме «Назад в будущее». Когда создателя машины времени Эммета Брауна спросил его коллега Марти, почему он сделал машину времени DeLorean, он ответил: «Если бы вы сделали машину времени из автомобиля, она неизбежно выглядела бы стильно. Корпус из нержавеющей стали благотворно влияет на бурлящий поток времени». Позже реактор автомобиля, работающий на плутонии, был заменен на экологически чистую термоядерную установку будущего под названием Mr Fusion, которая была оснащена магнитной подушкой, позволяющей ей летать.
После завершения съемок трилогии «Назад в будущее» первый автомобиль, построенный для фильма в 1981 году, был помещен в музей на студии Universal Studios Hollywood в Калифорнии в качестве туристической достопримечательности. 25 лет спустя эта копия машины времени была тщательно Он был тщательно отреставрирован и сейчас выставлен в автомобильном музее Петерсена.