В моделях ВАЗ «Самара» использовались две разные головки блока цилиндров, в зависимости от модели. Старый» тип устанавливался на двигатели объемом 1,3 и 1,1 литра, а «новый» ВАЗ 21083-1003011 — на двигатели объемом 1,5 литра (включая инжекторы). Присоединительные размеры идентичны.
Единственное отличие заключается в том, что последняя имеет клапаны большего диаметра, что позволяет двигателю легче дышать и увеличивает мощность и крутящий момент на более высоких оборотах. Можно установить «старую» головку блока цилиндров на 1,5-литровый силовой агрегат, но это приведет к небольшой потере мощности.
Но что будет, если поставить головку впуска новой конструкции от ВАЗа на 1300-кубовый двигатель? В этом случае мощность двигателя будет несколько выше, но специалисты завода-изготовителя не рекомендуют использовать этот вариант. Это связано с тем, что выемки в поршнях этого двигателя предназначены для клапанов старого образца, и увеличенные клапаны 1,5-литрового двигателя просто не подойдут. Таким образом, если фаза газораспределения нарушена хотя бы на один зуб, поршни и клапаны будут сталкиваться, что приведет к возникновению всевозможных проблем.
Все головки цилиндров «Жигулей» идентичны, независимо от рабочего объема. Единственное исключение — головка давно отложенного двигателя ВАЗ-2105 с ременным приводом распределительного вала, которая не совместима с остальными.
Отдельно стоит упомянуть головки блока цилиндров двигателей ВАЗ «Нива» (рабочий объем 1,7-1,8 л). (Они окрашены в черный цвет). Присоединительные размеры такие же, как и у других «классиков», но степень сжатия здесь больше. Подъем клапанов распределительного вала также больше. Можно установить головку двигателя меньшего объема, но это приведет к снижению степени сжатия, уменьшению мощности и расхода топлива. Действительно, двигатель меньше зависит от качества бензина.