Trabant — это марка микроавтомобилей, серийно выпускаемых компанией Sachsenring Automobilwerke в Восточной Германии. Автомобиль Trabant стал одним из символов Германской Демократической Республики.
Создание автомобиля
Разработка этого автомобиля началась в начале пятидесятых годов: прототип был построен в 1954 году.
8 ноября 1957 года завод в Цвиккау начал производство новой марки автомобиля, Trabant, названной в честь первого спутника, запущенного Советским Союзом в том же году («Trabant» в переводе с немецкого — «спутник»).
Эмблема состояла из стилизованной буквы «S» («Sachsenring» — «Саксонское кольцо»).
Эмблема Трабанта
Особенности малолитражки
Грузовик оснащался рядным двухтактным двухцилиндровым двигателем с воздушным охлаждением объемом 0,6 л (первоначально 0,5 л) и мощностью 26 л.с. (первоначально 18 л.с.); в отличие от двигателей с водяным охлаждением, используемых в F8 и P70, это были не те двигатели, которые использовались в довоенных грузовиках DKW, а двигатели, поставляемые компанией на завод Flamo (в то время часть IFA), который производил легкие коммерческие автомобили.
Двигатель Trabant
Компоновка двигателя была очень новаторской для того времени: двигатель и главная передача располагались поперечно между двигателем и двухвальной коробкой передач. В то время передний привод с поперечно расположенным силовым агрегатом был доступен за пределами Германии только на шведских автомобилях SAAB, которые также являлись косвенными потомками DKW. Широкое распространение этой системы в Европе и Америке началось с британского MINI, но в своем первоначальном виде она не была популярна, поскольку коробка передач и главная передача располагались внутри картера двигателя, что затрудняло обслуживание и ремонт.
У Trabant не было бензонасоса, топливо всасывалось в карбюратор, а бак находился под капотом, рядом с двигателем, поэтому при заправке требовалась большая осторожность, а безопасность не была обеспечена в случае пожара или аварии.
Некоторые грузовики, в основном предназначенные для инвалидов, были оснащены полуавтоматическими коробками передач Hicomat, в которых переключение передач осуществлялось водителем вручную, но сцепление приводилось в действие автоматически электромеханическим устройством через специальную гидравлическую систему.
Интерьер
Подвеска простая, но с хорошей кинематикой. Передняя независимая подвеска была спроектирована со штампованным нижним А-образным рычагом и поперечиной, действующей как верхний рычаг. Задняя подвеска также была независимой, с использованием листовых рессор, но с диагональными поперечными рычагами, прикрепленными к кузову толстыми резиновыми шайбами вместо сайлентблоков, что обеспечивало сжатие вместо скручивания. Рулевое управление было реечным, легким и точным.
Вопреки распространенному мнению, кузов не был полностью пластиковым, как у американского Chevrolet Corvette и советских «Старт» и «Зари». Кузов Trabant представлял собой обычный стальной прут, спрессованный и сваренный вместе, но панели кузова были изготовлены из материала под названием Duroplast, который представляет собой основу из фенолформальдегидной смолы (Phenoplastic) с армирующими элементами из ваты. Эта технология, которая использовалась в ранних восточногерманских моделях, таких как IFA F8 и AWZ P70Zwickau, достигла своего «пика» в Trabant и стала всемирно известной.
Дюропластик был похож в некоторых отношениях на стекловолокно, которое в то же время применялось в производстве автомобилей в других странах (источник не указан 484 дня), но гораздо больше подходил для массового производства. Если клепка стеклопластиковых деталей была сложной, трудоемкой и дорогостоящей только для мелкосерийного производства, то кузовные панели из дюропласта изготавливались простым процессом прессования. Кузовные панели из дюропласта производились по лицензии крупным британским производителем пластмасс Formica, но не были так широко распространены, как в Германской Демократической Республике.
В результате широкого использования пластика для снижения веса, автомобиль весил всего 620 кг и, при правильной эксплуатации, не подвергался коррозии. Однако конструкция кузова не допускала ни малейших изменений, и модификации внешнего вида автомобиля почти всегда требовали изменения стальной рамы. После модернизации в 1964 году было выполнено несколько проектов внешнего дизайна Trabant, включая совместную разработку с чешской Skoda Trabant P1100 В результате отсутствия этого проекта к моменту окончания производства в 1991 году Trabant выглядел как антиквариат. Тем не менее, в процессе производства были внесены незначительные улучшения в механику, и версия «универсал» Trabant не уступала микролитражкам 1980-х годов по дизайнерским решениям и рациональному использованию внутреннего объема.
Модификации автомобиля
Помимо базового двухдверного седана, выпускался также универсал («Kombi», или «Universal» в некоторых источниках). Модифицированная версия Cubel также производилась для военного использования. (открытый автомобиль с упрощенным кузовом и без боковых дверей) и его гражданская версия Trabant Tramp.
Универсальный автомобиль Trabant
Существовало две модели, «S» и «de Luxe», начиная с «601», которая имела дополнительное оборудование, такое как противотуманные фары, задние фонари, фонари заднего хода и счетчик пробега.
Было также несколько экспериментальных моделей, которые так и не поступили в серийное производство.
Например, в сотрудничестве со Škoda был разработан хэтчбек с четырехтактным двигателем, а в 1979 году в сотрудничестве с заводом в Айзенахе (который производил Wartburg) была разработана современная версия, которая очень напоминала настоящий «Вартбург». Кроме того, в 1981-82 годах на трассе Заксенринг был разработан проект модернизации.
Ни одна из этих модификаций не попала в производство. Однако в 1988 году был выпущен Trabant 1.1, оснащенный 1100-кубовым двигателем от Volkswagen Polo, который постепенно вытеснил двухтактную версию. Первоначально планировалось совместить механические улучшения с усовершенствованием двигателя, но этого не произошло.
Также стоит упомянуть экспериментальный Trabant с роторным двигателем типа Ванкеля, который активно испытывался по всему миру с 1960-х по 1980-е годы, но серийно выпускался только в ФРГ (NSU), СССР (ВАЗ) и Японии (Mazda).
Количество выпущенных экземпляров
Модель | Количество произведенных единиц |
Трабант P70 | 36 151 |
Трабант P50 | 131 440 |
Трабант P60 | 106 628 |
Трабант P601 | 2 818 547 |
Трабант 1.1 | 39 474 |
Количество выпущенных акций | 3 132 240 |
Модель Trabant P70
Модель Trabant P50
Модель Trabant P60
Модель Trabant P601
Модель Trabant 1.1
По сравнению с другими двухтактными двигателями, такими как DKW и Borgwardroyd в Западной Германии, Saab 92 и Saab 93 в Швеции и Subaru 360 в Японии, Trabant не сильно выделялся на протяжении всего периода производства. Однако к началу 60-х годов, с отказом от шумных и «грязных» двухтактных двигателей и улучшением характеристик автомобилей, они быстро устарели и ко второй половине десятилетия уже были явно ниже среднеевропейского уровня.
Более поздние модели 1980-х годов оснащались четырехтактным двигателем от западногерманского Volkswagen Polo, но это не смогло модернизировать технологически устаревшую конструкцию.
Было произведено около трех миллионов этих Trabants, что ставит их в один ряд с Ford T (их было произведено в пять раз больше), Volkswagen Käfer и MINI как символы массовой автомобилизации. Trabant экспортировался не только в социалистические страны (в основном в Чехословакию, Польшу и Венгрию), но и во многие капиталистические страны, такие как Греция, Голландия, Бельгия, Южная Африка и даже Великобритания. Как ни странно, лишь несколько таких моделей были проданы Советскому Союзу.
Сколько стоил автомобиль
Государственные розничные цены на легковые автомобили в ГДР По состоянию на январь 1977 года под маркой ГДР | |
---|---|
Trabant 601 Limousine Standard | 5202 |
Trabant 601 Limousine de Luxe | 5552 |
Запорожский ЗАЗ-968 | 7083 |
Skoda S 100 | 8000 |
Москвич-2140 | 8477 |
Вартбург 353 W | 8648 |
Застава 1100 | 9645 |
ВАЗ-21011 | 10 507 |
FIAT 125 1300 | 11 107 |
Dacia | 12 151 |
ВАЗ-2103 | 12 393 |
ГАЗ-24 «Волга | 13 200 |
Официальный курс обмена между немецкой маркой и советским рублем составляет 2,47:1. |