- Диагностика неисправностей и ремонт печки ВАЗ 2114/15 своими руками
- Устройство и принцип действия печки ВАЗ 2114/15
- Устройство печки
- Предохранитель печки и причины его выхода из строя
- Расположение реле системы отопления
- Переключатель режимов печки
- Диагностика неисправностей системы отопления
- Почему печка не работает или не нагревает воздух
- Не работают заслонки печки
- Видео: ремонт печки на примере ВАЗ 2114
- Почему из печки течёт антифриз
- Печка издаёт гул, свист, журчание
- Из печки идёт пар
- Как разобрать печку ВАЗ 2114/15
- Демонтаж радиатора печки
- Замена и подключение печки
- Видео: демонтаж печки ВАЗ 2114
- Ремонт электродвигателя вентилятора
- Ремонт радиатора печки
- Чистка и промывка радиатора печки ВАЗ 2114/15
- Видео: промывка радиатора печки
Диагностика неисправностей и ремонт печки ВАЗ 2114/15 своими руками
Системы отопления автомобиля предназначены для создания и поддержания приятного микроклимата в автомобиле: отопитель ВАЗ 2114/15, по отзывам, достаточно надежен. Однако вам придется регулярно проводить его техническое обслуживание и ремонт. Все это можно сделать самостоятельно.
Устройство и принцип действия печки ВАЗ 2114/15
Система отопления автомобиля ВАЗ 2114/15 предназначена для подогрева воздуха, поступающего в салон. Его конструкция одинакова для автомобилей с инжекторными и карбюраторными двигателями. Охлаждающая жидкость, нагретая двигателем, поступает из системы охлаждения в радиатор отопителя, который обдувается вентилятором. Созданный таким образом теплый воздух поступает через систему воздуховодов в салон. Интенсивность и направление воздушного потока регулируется форточками и заслонками.Система отопления салона автомобиля ВАЗ 2114/15 может работать в нескольких режимах.
Система отопления автомобиля ВАЗ 2114/15 устроена очень просто: 1…. Нагреватель в сборе, 2… Защитный кожух, 3… Уплотнение, 4… Передняя воздушная труба, 5… Задний воздухопровод, 6… Задний воздухопровод, 7… Правая насадка, 8… Правый боковой воздухопровод, 9… Правая боковая насадка, 10… Средняя часть тела, 11… Центральная насадка, 12… Обогреватель лобового стекла, 13… Рычаг управления отопителем, 14 — Ручка управления заслонкой обогрева ветрового стекла, 15 — Ручка управления отопителем, 16 — Табличка с символами, 17 — Ручка управления заслонкой обогрева ног, 18 — Правый воздухопровод, 19 — Воздухопровод обогрева салона 20 — Тяга заслонки управления отопителем, 21 — Тяга управления краном отопителя, 22 — Тяга крана отопителя, 23 — Тяга заслонки подогрева ног отопителя
Устройство печки
Отопитель автомобиля ВАЗ 2114/15 состоит из следующих компонентов
Нагреватель состоит из вентилятора, заслонки, радиатора и воздушных каналов. Синий и красный индикаторы обозначают холодный и горячий воздух соответственно.
Предохранитель печки и причины его выхода из строя
Перегоревшие предохранители являются причиной выхода из строя большинства деталей и систем автомобиля. Обогреватели не являются исключением. Если предохранитель отопления номиналом 30 А выйдет из строя, двигатель вентилятора остановится, и поток воздуха в кабину прекратится. В этом случае найдите в блоке предохранителей элемент с маркировкой F7 и замените его. Новый предохранитель также должен иметь номинал 30 А. Если после этого вентилятор по-прежнему не работает, вероятно, проблема в другом.
Предохранитель отопителя F7 расположен в монтажном блоке под капотом со стороны водителя.
Определить, перегорел ли предохранитель, бывает непросто. Это может быть вызвано коротким замыканием в жгуте проводов, неисправностью двигателя, засорением салонного фильтра или другими причинами. Сложность заключается в том, что предохранитель F7 одновременно является частью электрической цепи обогрева заднего стекла, прикуривателя, освещения перчаточного ящика и мотора омывателя фар. Если он выйдет из строя, все эти компоненты перестанут функционировать.
Расположение реле системы отопления
Причиной неисправности нагревателя, скорее всего, является износ реле в процессе эксплуатации. Он не подлежит ремонту и должен быть немедленно заменен на новый. Реле находится под приборной панелью, в блоке предохранителей.
Реле отопителя можно найти под приборной панелью, в блоке предохранителей.
Переключатель режимов печки
Выключатели управления и регуляторы отопителя расположены на центральной консоли и должны быть сняты для ремонта или замены. Если переключатель неисправен, двигатель вентилятора не будет работать.
Регулятор отопителя расположен на левой стороне центральной консоли.
Диагностика неисправностей системы отопления
Неисправность в системе отопления может сопровождаться следующими симптомами
- Вентилятор не работает.
- Холодный воздух вдувается в автомобиль.
- Заслонка не работает.
- Утечка охлаждающей жидкости.
- Нагреватель издает странные звуки (шипение, грохот).
- Пар или дым, выходящий из вентиляционного отверстия нагревателя.
Почему печка не работает или не нагревает воздух
Если нагреватель неисправен, он либо вообще не работает, либо, если работает, то не нагревает воздух. В первом случае сначала проверьте проводку вентилятора, начиная с предохранителя F7. Если предохранитель перегорел, замените его. Затем проверьте реле. Реле может не включаться сначала или включаться только при прогретом двигателе. В этом случае замените реле на новое.
Затем проводится оценка электродвигателя. Для этого подключите питание от аккумулятора непосредственно к клеммам. Если электродвигатель начинает работать на максимальной скорости, его можно отремонтировать. Если это не так, его необходимо отремонтировать или заменить.
Объем воздуха регулируется резистором с двумя катушками, имеющими сопротивление 0,82 и 0,23 Ом. В первом режиме ток протекает через обе катушки, во втором режиме ток протекает только через катушку с сопротивлением 0,23 Ом, а в третьем режиме катушка шунтирована, т.е. сопротивления нет вообще. Если резистор неисправен, вентилятор будет работать на максимальной скорости только в третьем режиме (ручка в крайнем правом положении). Эту проблему можно решить, заменив резистор, расположенный над педалью акселератора со стороны водителя.
Если резистор неисправен, вентилятор отопителя будет работать только на максимальной скорости.
Если в салон дует холодный воздух, это может быть причиной.
Если нагреватель заблокирован, теплый воздух не будет поступать на пассажирское сиденье.
Не работают заслонки печки
Заслонки, управляемые тросами, регулируют поток воздуха в салоне. Если эти кабели управления выходят из строя, поток воздуха на ветровое стекло и в пространство для ног может быть затруднен. Также возможен выход из строя заслонок, которые блокируют поток воздуха извне. В этом случае необходимо отрегулировать привод заслонки.
Такая ситуация может возникнуть, даже если автомобиль новый. Слегка теплый воздух начнет выходить из нижних, верхних и боковых дефлекторов, а горячий воздух начнет выходить из центральной консоли. Это связано с низким качеством сборки. Из-за щели на стыке вентиляционных отверстий и вентиляционных отверстий теплый воздух может выходить только из центральной консоли, и панель нагревается изнутри.
Кабели привода постоянно находятся в напряжении. В результате со временем они могут скручиваться, трескаться или растягиваться. В этом случае необходимо отрегулировать управление заслонкой и выполнить следующую процедуру
Видео: ремонт печки на примере ВАЗ 2114
Почему из печки течёт антифриз
Утечки охлаждающей воды в системах отопления могут быть вызваны следующими причинами
- Нагреватели и радиаторы
- Нагревательные краны.
- Разъем нагревателя.
Если радиатор пропускает охлаждающую жидкость, его обычно заменяют на новый. Ремонт для восстановления герметичности обычно является сложным и длительным. Кроме того, после длительной эксплуатации трубки в радиаторе забиваются отложениями и грязью, что приводит к снижению теплоотдачи.
Кран открывает и закрывает поток охлаждающей жидкости к радиатору и регулирует тепло в салоне. Со временем могут возникнуть утечки. Если это произошло, об этом будет свидетельствовать характерный запах нагретой воды в автомобиле, лужи воды на полу из салона или уменьшение количества охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Клапаны не подлежат ремонту, поэтому в таких случаях необходимо заменить всю систему.
Если радиатор печки дает течь, его обычно заменяют на новый.
Утечки охлаждающей жидкости из разъемов вызваны тем, что резина со временем портится и трескается. Чтобы диагностировать проблему, при прогретом двигателе протрите место утечки тряпкой и понаблюдайте за выходящими и входящими шлангами. Всегда заменяйте изношенные шланги новыми.
Печка издаёт гул, свист, журчание
Необычные шумы от нагревателя (свист, гудение, журчание и т.д.) обычно вызваны неисправным электродвигателем. Недостаток смазки, грязь, изношенные подшипники или втулки — все это может вызвать вой двигателя. Снимите двигатель, разберите и очистите его, а также смажьте фрикционные элементы. Если подшипники сильно изношены, двигатель будет гудеть, а не свистеть. В этой ситуации смазка не будет иметь эффекта, и двигатель необходимо заменить.
Из печки идёт пар
Из нагревателя может выделяться пар. Это вызвано утечкой в радиаторе отопителя. Вытекающая охлаждающая жидкость контактирует с горячим корпусом радиатора и быстро испаряется, оставляя в автомобиле запах охлаждающей жидкости. Для решения этой проблемы необходимо разобрать нагреватель и заменить теплообменник.
Иногда белый пар может выходить из-под капота и попадать в салон. Это происходит из-за попадания охлаждающей жидкости на горячий коллектор или брюки выхлопной системы. В этом случае необходимо найти и устранить утечку. Наиболее распространенной причиной является поврежденный разъем.
Как разобрать печку ВАЗ 2114/15
Отопитель автомобиля ВАЗ 2114/15 установлен в очень неудобном месте. Для того чтобы разобрать и демонтировать его, вам понадобятся
- Крестообразные и плоские отвертки (с короткой и длинной ручками) или шуруповерты.
- Набор гаечных ключей.
- Контейнер и резиновый шланг для слива охлаждающей жидкости.
- Кусок тряпки или масляной ткани.
Демонтаж радиатора печки
Демонтируйте радиатор отопителя в следующем порядке
Для доступа к нагревателю необходимо снять перчаточный ящик.
Приборная панель удерживается на месте четырьмя саморезами.
Если радиатор отопителя подлежит демонтажу, его необходимо снять, отсоединив крепления от кожуха рулевой колонки.
Отсоедините разъем от гнезда прикуривателя и отсоедините провода от радиоприемника.
Центральная консоль удерживается на месте саморезами с обеих сторон.
Пластиковая ручка с рычага управления затвором была снята.
После удаления всех крепежных элементов и электрических разъемов можно снять центральную консоль.
Выкрутите два винта с каждой стороны перегородки.
К центральной металлической конструкции прикреплены четыре винта, которые необходимо удалить.
Электронный блок управления расположен под центральной консолью.
Чтобы снять шланг, ослабьте хомут шланга.
После отсоединения разъема и слива остатков охлаждающей жидкости радиатор охлаждения можно вытащить из сиденья.
Замена и подключение печки
Установка нового нагревателя производится в обратном порядке. Если установлены резиновые шланги, рекомендуется обработать их герметиком. При подключении электрических разъемов ориентируйтесь на метки, показанные при разборке.
После сборки система должна быть заполнена охлаждающей жидкостью. Для предотвращения возникновения воздушной пробки ослабьте хомут, а затем отсоедините шланг от дроссельного узла. Медленно залейте антифриз в расширительный бачок, убедившись, что шланг отсоединен. Как только охлаждающая жидкость начнет вытекать, вставьте шланг обратно в разъем и затяните хомут. Если все было сделано правильно, нагреватель будет работать без проблем.
Если вы устанавливаете новый радиатор отопителя, мы рекомендуем обработать трубы радиатора герметиком.
Видео: демонтаж печки ВАЗ 2114
Ремонт электродвигателя вентилятора
Если электродвигатель вышел из строя, первым шагом будет снятие двигателя и определение возможности его ремонта. Необходимо убедиться в состоянии щеток, якоря и обмоток, а также проверить изоляцию проводов. Область контакта щеток с якорем можно очистить наждачной бумагой. Также следует обратить внимание на втулки и подшипники. Все детали трения должны быть очищены и смазаны (например, Литолом). Любые детали с признаками износа подлежат замене.
При установке новых радиаторов отопления рекомендуется нанести герметик на соединительные муфты радиатора.
Ремонт радиатора печки
Радиаторы отопления обычно ремонтируются путем замены на новые, если обнаружены механические повреждения. Однако некоторые владельцы пытаются заделать трещины и отверстия пайкой. Медные радиаторы относительно легко паяются и ремонтируются легче, чем алюминиевые. Для ремонта алюминиевого теплообменника требуется специальный флюс для лужения, припой и мощный паяльник. Первым шагом является очистка и обезжиривание поврежденной детали. Затем флюс и припой наносятся с помощью паяльника. После пайки рекомендуется подать давление в радиатор для проверки герметичности.
Чистка и промывка радиатора печки ВАЗ 2114/15
Для повышения эффективности работы отопительного прибора можно очистить и промыть радиатор. Эту процедуру можно выполнить, не снимая радиатор, или снять его. В первом случае необходимо снять впускной и выпускной патрубки радиатора и залить в радиатор промывочный раствор. Таким раствором может быть лимонная кислота или средство для чистки сантехники (например, коса). Затем радиатор следует промыть проточной водой и заполнить охлаждающей жидкостью. Чтобы очистить радиатор, лучше всего снять его с автомобиля. Его можно чистить как снаружи, так и изнутри, чтобы удалить загрязнения между ячейками радиатора. Мытье обычно осуществляется под проточной водой.
Если в результате выполнения описанной выше процедуры эффективность работы отопительного прибора снизилась, необходимо заменить радиатор.
Видео: промывка радиатора печки
Как видите, самостоятельно диагностировать причину проблемы с отоплением салона ВАЗ 2114/15 очень просто. Самостоятельный ремонт или замена отдельных частей отопительной системы также не представляет особой сложности. Все, что вам нужно сделать, это следовать советам экспертов в точности.