Система смазки двигателя ВАЗ
Система смазки двигателя подает масло к поверхностям трения, чтобы
- Уменьшает трение и повышает механическую эффективность двигателя.
- Снижает износ фрикционных деталей.
- Охлаждение компонентов двигателя.
- Удаление отложений износа на сопрягаемых поверхностях деталей двигателя.
Система смазки двигателя ВАЗ комбинированного типа, т.е. смазка осуществляется одновременно двумя способами: под давлением и разбрызгиванием. При температуре масла 85°C и частоте вращения коленчатого вала 5600 об/мин давление в системе смазки составляет 3,5-4,5 кгс/см2; при самой низкой частоте вращения коленчатого вала (850-900 об/мин) минимальное давление составляет 0,5 кгс/см2. Емкость системы смазки, включая масло в масляном фильтре, составляет 3,75 л.
Рисунок Схема системы смазки двигателя ВАЗ.
1 — масляный насос; 2 — масляный поддон; 3 — канал подачи масла от насоса к фильтру; 4 — горизонтальный канал от фильтра к трубе для подачи масла; 5 — канал подачи масла к шестеренчатому приводу масляного насоса и распределителя; 6 — канал в шейке коленчатого вала; 7 — Передний сальник коленчатого вала; 8 — Магистраль подачи масла от масляной галереи к коренному подшипнику, приводному ролику масляного насоса и распределителю; 9 — Шестеренчатый привод масляного насоса и распределитель; 10 — Роликовый привод масляного насоса и распределитель; 11 — Канал для слива масла; 12 — Канал в распределительном валу; 13. каналы валов, 13 … Загрузочный канал распределительного вала, 14… Канал в подшипниковой шейке коленчатого вала, 15… Кольцевая канавка в средней шейке подшипника распределительного вала, 16… Крышка маслозаливной горловины, 17… Косой канал в головке цилиндра, 18… Вертикальный канал в блоке цилиндров, 19 — Маслопровод, 20 — Датчик давления и контрольная лампа давления масла, 21 — Магистраль подачи масла к коренному подшипнику, 22 — Магистраль подачи масла от коренного подшипника к шатунному подшипнику, 23 — Указатель уровня масла, 24 — Масло фильтр, 25 — перепускной клапан масляного фильтра, 26 — антидренажный клапан.
Система смазки двигателя ВАЗ состоит из следующих элементов
- Масляный картер 2;
- Индикатор уровня масла 23;
- Масляный насос 1;
- Входная труба насоса с сеткой тонкой очистки.
- Полнопроточный масляный фильтр 24;
- Редукционный клапан.
- Манометр давления масла.
- Манометр давления масла 20;
- Манометр давления масла, контрольная лампа в случае недостаточного давления масла в системе.
- Воздуховод для подачи масла.
Подшипники коленчатого и распределительного валов, подшипники вала вспомогательного привода, подшипники шестерни привода масляного насоса и подшипники распределителя зажигания смазываются под давлением.
Стенка цилиндра, поршень с поршневыми кольцами, поршневой палец в бобышке поршня, цепь привода распределительного вала, опора рычага привода клапана и стержень клапана в направляющей втулке смазываются разбрызгиванием.
Циркуляция масла в системе обеспечивается масляным насосом. Насос забирает масло из картера и подает его через канал 3 в блоке цилиндров к полнопоточному фильтру 24. После очистки фильтром масло поступает через главную масляную галерею 19 и каналы 21 в блоке цилиндров к главному и вспомогательному коренным подшипникам. Масло от коренных подшипников поступает через внутренний канал 22 в коленчатом валу к шатунным подшипникам. Масло распределяется через отверстие в нижней головке шатуна для смазки деталей цилиндра и поршня. Масло подается к подшипникам и кулачкам распределительного вала через каналы 17 и 18 в блоке цилиндров и головке цилиндров, а также через отверстие 13 в распределительном валу. Цепь привода распределительного вала смазывается маслом от передних подшипников распределительного вала и приводного вала вспомогательного агрегата.
Манометр давления масла и световой датчик остаточного давления установлены на блоке цилиндров. Датчик подключается к главной масляной магистрали. При запуске двигателя контрольная лампа загорается, так как в системе имеется достаточное давление масла. Когда двигатель работает, индикатор должен быть выключен. В некоторых случаях лампочка может загораться и при работе двигателя на холостом ходу, когда двигатель горячий и обороты двигателя низкие.
Масляный насос
Внутри картера двигателя находится шестеренчатый насос с маслоотсосом и редукционным клапаном в крышке. Насос крепится к блоку двигателя двумя болтами.
В корпусе насоса установлена шестерня, ведущая сторона которой закреплена на валу насоса, а ведомая сторона закреплена на валу, вдвинутом в корпус. Насос приводится в действие цепной передачей от звездочки на коленчатом валу к звездочке на валу вспомогательного привода, который крепится к блоку цилиндров сталеалюминиевой втулкой. Эта звездочка имеет спиральную шестерню, которая зацепляет ведущую шестерню масляного насоса и распределителя зажигания, вращающуюся в чугунной втулке. В современных автомобилях вспомогательный приводной вал также оснащен металлической втулкой.
Масляный фильтр
Полнопоточный масляный фильтр постоянно закреплен на штуцере в блоке двигателя и направляется к масляному насосу и масляной галерее. Чтобы снять фильтр, используйте A.60312. При установке фильтра мы рекомендуем закручивать его вручную без использования каких-либо инструментов. Стальной корпус фильтра оснащен специальным картонным фильтрующим элементом. Фильтр оснащен антидренажным клапаном и перепускным клапаном. Антидренажный клапан предотвращает утечку масла при остановке двигателя, а перепускной клапан перепускает масло из насоса в масляную галерею при засорении фильтрующего элемента.
Вентиляция картера двигателя
Рис. Как работает вентиляция картера автомобиля ВАЗ: 1 — трубка, 2 — маслоотделитель, 3 — крышка, 4 — шланг, 5 — рамочный разрядник, 6 — выпускной коллектор, 7 — фильтрующий элемент, 8 — шланг, 9 — дроссель оси, 10 — золотник, 11 — паз золотника и 12 — калибровочных отверстий.
Вентиляция картера двигателя ВАЗ принудительно закрыта, поэтому картерные газы не выбрасываются в атмосферу. Это достигается за счет разбавления цилиндров двигателя.
Система вентиляции картера включает в себя
- Шланг 4;
- Маслоотделитель 2;
- Выпускной коллектор картера 6, расположенный ниже воздушного фильтра.
Во время работы двигателя картерные газы проходят через маслоотделитель 2 с крышкой 3 в выпускной коллектор, где масло отделяется и поступает по трубке 1. Для предотвращения выброса пламени в картер при «выпрыгивании» карбюратора шланг 4 оснащен пламегасителем 5.
Газы из выпускного коллектора могут двигаться дальше двумя путями
- обходит фильтрующий элемент 7, попадает в воздушный фильтр и проходит через карбюратор в цилиндр двигателя вместе с горючей смесью.
- Из шланга 8 он поступает в золотник карбюратора, а затем в дроссельное пространство карбюратора.
Золотниковое устройство регулирует режим всасывания картерных газов при различных частотах вращения коленчатого вала и состоит из золотника 10 на валу 9 дроссельной заслонки первой камеры и калиброванного отверстия 12. В катушке имеется паз 11.
Когда коленчатый вал находится на низкой скорости (дроссельная заслонка закрыта), разбавление на входе в карбюратор незначительно, и большая часть газа всасывается по шлангу 8 через калиброванное отверстие 12 в дроссельном пространстве карбюратора. Калиброванное отверстие ограничивает количество всасываемого газа, а вентиляционное отверстие практически не влияет на количество разбавления за дроссельной заслонкой.
По мере увеличения частоты вращения коленчатого вала при открытии дроссельной заслонки золотник 10 вращается, открывая дополнительный путь для газа через канавку 11. Газ выводится как через шланг 8, так и через воздушный фильтр. Общее количество отсасываемого газа увеличивается.
При высокой частоте вращения коленчатого вала (дроссельная заслонка открыта) большая часть газа засасывается в воздушный фильтр в пространство за фильтрующим элементом.