Вибрация АКПП: Основные причины и последствия
Обычно автомобиль должен работать плавно, без рывков, толчков и вибраций, а любое необычное поведение должно насторожить водителя. Владельцы автомобилей с автоматической коробкой передач часто сталкиваются с таким явлением, как вибрация автоматической коробки передач в различных режимах движения. В чем причина и что можно сделать для ее устранения?
Причины вибрации АКПП
Автоматическая коробка передач — это сложный узел, состоящий из нескольких взаимосвязанных деталей. Он содержит движущиеся части, такие как подшипники, клапаны и шестерни, которые, если они выходят из строя, могут вызвать вибрацию. Неправильно собранная автоматическая трансмиссия также может вызывать те же симптомы.
Вибрации коробки передач — это вибрации, которые передаются на селектор и корпус автоматической коробки передач и ощущаются водителем. Интенсивность вибраций различна, и они могут возникать в самых разных ситуациях
- когда автомобиль работает на холостом ходу
- при разгоне автомобиля
- При переводе автомобиля на заднюю передачу
- При переключении передач
- Когда тормоза находятся в положении D или заднего хода и автомобиль останавливается или заводится на короткое время.
Важно: Вибрации в автоматической коробке передач не всегда вызваны неисправностью самой автоматической коробки передач, но могут быть вызваны ходовой частью, двигателем, зажиганием, отказом топлива, дисбалансом колес и т.д.
Причины, связанные с коробкой
Некоторые неисправности могут вызывать вибрации в автоматической коробке передач.
Деформация первичного вала.
Любое изменение формы вала, вызванное какой-либо причиной, может вызвать вибрацию, которая ощущается водителем. Коробка передач вибрирует при ускорении, независимо от включенной в данный момент передачи.
Недостаток трансмиссионной жидкости может привести к масляному голоданию элементов, а автоматические трансмиссии особенно чувствительны к уровню масла. При его недостатке компоненты трансмиссии изнашиваются ускоренными темпами, и со временем возникают вибрации, дребезжание и шатание, что в конечном итоге приводит к поломке.
Неправильный тип жидкости в коробке передач, износ масла и посторонние частицы также могут вызвать «пинки» и вибрацию коробки. Подобные симптомы могут также возникать при работе коробки передач в холодную погоду, когда масло становится вязким и производительность снижается.
Если колодки трансмиссии изнашиваются и теряют свои свойства, они не смогут поглощать вибрации, передающиеся на кузов и ощущаемые водителем. Пожалуйста, замените колодки, так как это приведет к поломке.
Еще одна распространенная причина. Масло больше не может нормально циркулировать по каналам коробки, вызывая вибрации и множество других проблем.
Если металл по какой-либо причине поврежден или погнут, со стороны автоматической коробки передач будут возникать вибрации.
Это может произойти по ряду причин.
Коробка передач будет вибрировать при переключении передач или на холостом ходу, если механизм автоматической коробки передач, например, подшипники, перестали работать правильно. Если не обратить внимание на этот симптом и не провести диагностику, подшипник в конечном итоге выйдет из строя и взорвется, что приведет к дорогостоящему ремонту или полной замене.
Неисправный гидроблок и гидротрансформатор.
Кроме того, при движении в режиме D, при нажатии на тормоза и в режиме R в автоматической коробке передач возникают вибрации. С технической точки зрения это объясняется взаимодействием между двигателем и коробкой передач. Автоматическая коробка передач переходит в рабочий режим, и гидротрансформатор пытается передать крутящий момент на колеса, но водитель вмешивается, нажимая на педаль тормоза.
ВАЖНО: В некоторых автомобилях некоторая вибрация обычно допускается даже при нажатии на тормоз в режиме D. Особенно это касается недорогих иномарок, например, Citroen C4. В руководствах по эксплуатации этих автомобилей рекомендуется переключать нейтраль при остановке на перекрестках.
Причиной может быть неисправность в гидравлическом блоке коробки передач. Иногда причиной являются и другие вибрации. Часто «виноваты» старые колодки.
Внешний вид гидробокса.
Если гидротрансформатор неисправен, коробка будет вибрировать, и автомобиль не будет двигаться так же хорошо, трансмиссия будет издавать лишний шум, а масляный поддон будет полон металлических фрагментов.
Если крепления или защитные кожухи коробки передач ослаблены, автомобиль будет вибрировать при движении или просто при перемещении коробки передач, и эта вибрация будет передаваться на кузов автомобиля и ощущаться водителем. Поэтому нелишним будет проверить надежность крепления, чтобы водитель не ощущал вибраций.
Если сборщик неправильно собрал коробку, во время движения могут возникать вибрации.
Возраст и выход из строя различных деталей коробки передач (планетарные шестерни, барабаны, ремни и конусы в коробке вариатора, шкивы, шестерни, муфты и т.д.) могут вызывать вибрацию при переключении передач или на холостом ходу, особенно на ранних стадиях выхода из строя.
Неисправность электронного блока управления трансмиссии может вызвать вибрации и неправильную работу.
Электронный блок управления:
Как видите, сама автоматическая коробка передач является достаточной причиной вибрации. Определение наиболее распространенных может быть непростым, поскольку многое зависит от типа трансмиссии (механическая коробка передач, вариатор, робот и т.д.), возраста трансмиссии, масла, условий вождения и так далее. Также возможно, что вибрации, которые, как кажется, исходят от коробки, на самом деле не исходят от нее.
Причины, лежащие вне АКПП
Часто вибрации, которые, как кажется, исходят от автоматической коробки передач, на самом деле таковыми не являются. Если колодки кузова (и коробки передач) выходят из строя, вы можете испытывать вибрации от двигателя. Например, если при включении передачи в автоматической коробке передач возникают вибрации, это может быть связано с колодками двигателя (в том числе с изношенными/выровненными колодками коробки передач).
Другая причина — некачественное топливо. Когда в современный инжекторный двигатель подается топливо низкого качества, одна или несколько форсунок могут быстро засориться, что приводит к таким симптомам, как «подхват двигателя» или «вибрация при переключении передач». Вибрация при разгоне может исчезнуть при повышении давления в топливопроводах. Топливный фильтр засоряется, и возникают те же симптомы.
Неисправная катушка зажигания, свеча зажигания или провод зажигания также могут вызывать подобные симптомы, нарушая цикл сгорания и вызывая чихание или плохую работу двигателя. Типичные симптомы включают падение оборотов или дрожание при переключении на D, а также вибрацию при переключении с холостого хода на заднюю передачу. Двигатель становится маломощным и начинает «трястись», как вы чувствуете, импульс передается на кузов и коробку передач.
Следующей наиболее вероятной причиной является неисправный регулятор холостого хода (если вибрации возникают на холостом ходу). Данную деталь следует заменить. Неисправный лямбда-зонд также может вызывать те же симптомы.
Загрязненная дроссельная заслонка может вызвать биение дроссельной заслонки, но ее очистка решит эту проблему.
Многие неисправности, вызывающие вибрацию, являются проблемами ходовой части. Например, изношенные шарниры постоянной скорости (часто сокращенно — ШРУСы) могут вызывать вибрацию при ускорении, когда автомобиль находится под нагрузкой. При данной неисправности симптомы могут исчезнуть, если отпустить педаль акселератора после завершения ускорения. Некоторые владельцы говорят, что неисправность невозможно обнаружить обычными методами, что запасные части прекрасно подходят для визуального осмотра, или что неисправность возникает только под нагрузкой.
Если колеса разбалансированы или плохо отрегулированы, вибрации могут ощущаться в коробке передач (особенно на передней оси). В дополнение к неприятным ощущениям вибрации водитель может обнаружить, что автомобиль «шатается» на автостраде, поворачивает в разные стороны и чувствует ухудшение самочувствия.
Другой возможной проблемой является ходовая часть, на что указывает вибрация коробки.
Заключение
Причины вибраций в автоматических коробках передач многочисленны и разнообразны и не ограничиваются проблемами трансмиссии. Автовладельцам, столкнувшимся с этой проблемой, часто приходится проводить комплексную диагностику автомобиля, чтобы определить точную причину вибрации и устранить ее. Это может включать широкий спектр механических и электрических неисправностей самой автоматической коробки передач, а также проблемы с электрикой, топливом, двигателем и ходовой частью. Для определения точной причины и ремонта соответствующих узлов и систем автомобиля может потребоваться тщательная и многосторонняя диагностика.
Если коробка передач вибрирует, основными причинами являются
- Недостаточное количество масла или трансмиссионной жидкости.
- Поврежденные или изношенные компоненты.
- Изношенные подушки трансмиссии.
- Плохо подогнанный лоток или коробка.
- Выход из строя гидравлического блока или сцепления.