Взаимозаменяемость моторных масел
Моторные масла могут быть минеральными, синтетическими или полусинтетическими.
Минеральные моторные масла изготавливаются из нефтяных фракций, а синтетические масла — из органических соединений с низкой температурой текучести.
По сравнению с минеральными маслами, синтетические масла обладают лучшей стойкостью к окислению, меньшей испаряемостью, лучшими вязкостно-температурными характеристиками и очень экологичны.
Преимущества синтетических масел особенно ярко проявляются в высокофорсированных двигателях, когда автомобили эксплуатируются в экстремальных условиях. Однако синтетические масла дороже минеральных, они несовместимы с резиновыми изделиями, присадки трудно растворяются, а некоторые компоненты быстро разрушаются при контакте с водой.
Полусинтетические масла производятся путем добавления синтетических компонентов в высококачественную основу минерального масла.
Полусинтетические масла значительно дешевле синтетических и имеют ряд преимуществ перед минеральными маслами. По сравнению с маслами холодного пуска они расходуются меньше и имеют более длительный срок службы.
При выборе масла имейте в виду, что может оказаться невозможным использовать масло более высокого класса, чем указано в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Таблица 6.16
Примерное соответствие классов вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1—85 и масел по SAE J-300
Степени вязкости | Класс вязкости | ||
ГОСТ 17479.1-85 | SAE J-300 | ГОСТ 17479.1-85 | SAE J-300 |
33 | 5W | 24 | 60 |
43 | 10W | 33/8 | 5W-20 |
53 | 15W | 43/6 | 10W-20 |
65 | 20W | 43/8 | 10W-20 |
6 | 20 | 43/10 | 10W-30 |
8 | 20 | 53/10 | 15W-30 |
10 | 30 | 53/12 | 15W-30 |
12 | 30 | 63/10 | 20W-30 |
14 | 40 | 63/14 | 20W-40 |
16 | 40 | 63/16 | 20W-40 |
20 | 50 |
Таблица 6.17
Взаимозаменяемость трансмиссионных масел российского и других производств
Сорта нефти, производимые | Марка нефти, производимая | |||
Ракушка | Mobil | BP | Esso | |
TAP15B, TSp-15K | Shell Spirax 90ЕР | Mobilube
C90 | BP Трансмиссионное масло EP SAE 90 | Трансмиссионное масло Esso EP90 |
ТСП-10 | Shell Spirax 80EP | Mobil UBE CX SAE 80 | BP Multi Gear Oil 80/90 EP | Трансмиссионное масло Esso CP80 |
TSgip | Shell Spirax EP SAE 140 | Mobil UBE CXI 40 | Редукторное масло BP | Esso Gear Oil GP140 |
TSP-14GIP | Shell Spirax EP SAE 90 | Mobilube H090 | BP Hypogear SAE 90 | Esso Gear Oil CX SAE 90 |
TAD-17I | Spirax 90 HD | Mobil CX 90 | BP Multi Gear SAE 90 EP | Esso Gear Oil EP90 |
Трансмиссионное масло для гидротрансформаторов и автоматических трансмиссий | Shell Opa Tb | Mobil ATF 200 Тип A | Суффикс ATF Тип A | Жидкость для автоматических трансмиссий Esso |
P для гидроусилителя руля и гидростатических трансмиссий | Шельтельс Т | Mobil fund 93 | BP ATF Тип A | Esso Torg Fluid 40 |
Конструкция двигателя, и в частности система очистки масла, была разработана с учетом определенной степени дисперсности масла, чтобы двигатель мог извлечь из этого пользу. Поэтому масла более высоких классов могут быть несовместимы с конструкцией рассматриваемого двигателя.
В таблице 6.16 [39J] приведено соответствие между моторными маслами по ГОСТ 17479.1-85 и маслами по SAE J-300.
В таблице 6.17 приведена совместимость трансмиссионных масел, производимых в России.