Для того чтобы двигатель работал правильно и обеспечивал приемлемый расход топлива, все системы двигателя должны работать правильно. Двигатель должен нормально работать как под нагрузкой, так и на холостом ходу.
На практике мы часто сталкиваемся с проблемой, что обороты двигателя не падают или падают очень долго после отпускания дроссельной заслонки. Понятно, что высокие обороты холостого хода могут привести к поломкам и повышенному расходу топлива.
Почему падают обороты двигателя на холостом ходу ваз 2110 инжектор и карбюратор
Начнем с того, что во многих автомобилях с инжекторами обороты двигателя увеличиваются ЭБУ во время прогрева. Это необходимо для того, чтобы обеспечить стабильную работу силового агрегата после холодного запуска.
Однако при повышении температуры ЭБУ снижает обороты холостого хода до нормального значения. Во многих автомобилях с карбюратором водитель использует устройство, называемое «дроссельной заслонкой», для увеличения оборотов двигателя во время прогрева.
В этом случае скорость холостого хода после прогрева двигателя составляет в среднем от 650 до 950 об/мин. Когда акселератор нажат, а затем отпущен, обороты повышаются, а затем снова снижаются до заданного значения.
Также часто наблюдается постепенное снижение оборотов до 1 500 об/мин, 2 000 об/мин и так далее. Это, естественно, приводит к повышенному расходу и износу двигателя и указывает на необходимость диагностики.
Проблемы карбюраторных автомобилей
Начнем с наиболее распространенных проблем с карбюратором. Часто это проблема с дроссельной заслонкой, которая не дает двигателю набрать обороты. Например, когда водитель нажимает на педаль газа, дроссельная заслонка должна быть широко открыта, чтобы в цилиндр поступало больше воздуха для сжигания топлива. При отпускании педали акселератора дроссельная заслонка закрывается, и обороты падают.
Если дроссельная заслонка закрыта не полностью, избыток смеси будет поступать в цилиндр, и обороты увеличатся. Это может быть вызвано сильным загрязнением дроссельного узла или повреждением (деформацией) самой дроссельной заслонки. Сначала необходимо очистить дроссельную заслонку, для этого подойдет очиститель карбюратора.
Также важно отметить, что если трос дроссельной заслонки изношен, дроссельная заслонка не будет закрываться плотно. В этом случае необходимо заменить кабель. В карбюраторных автомобилях неисправная прокладка между карбюратором и головкой блока цилиндров приводит к снижению оборотов двигателя. Также причиной может быть поврежденный впускной коллектор.
Следует отметить, что после очистки карбюратора и топливной системы обороты двигателя будут медленно снижаться из-за неисправности самой системы холостого хода. Другими словами, после эксплуатации этих узлов карбюратор должен быть отрегулирован и настроен отдельно.
Основная задача — найти правильное соотношение топлива и воздуха. Нередко уровень топлива в поплавковой камере карбюратора слишком высок, что вызывает слишком высокие обороты двигателя. Первое, что необходимо проверить, это игольчатый клапан.
Причины плавающих оборотов на инжекторных автомобилях
Теперь перейдем к форсункам. Важно отметить, что во многих инжекторных автомобилях после очистки дроссельной заслонки блок также нуждается в дополнительном «обучении». Что касается неисправностей, то сама система инжектора сложна, и существует множество причин для повышения оборотов по сравнению с карбюраторами.
Датчик охлаждающей жидкости – ОЖ
Как правило, проблемы с оборотами вызваны неисправностями как механических элементов, так и электронных компонентов. Одной из основных неисправностей является отказ «датчика температуры охлаждающей жидкости» в системе охлаждения.
Это означает, что если этот датчик подает ложный сигнал, ЭБУ считает, что двигатель холодный, и переходит в режим прогрева. В этом случае ЭБУ повышает обороты, чтобы силовой агрегат работал стабильно и быстро достигал рабочей температуры.
Регулятор холостого хода – РХХ
Проблемы с холостым ходом также могут быть вызваны неисправностью или неправильной работой регулятора холостого хода. Трос дроссельной заслонки также может быть зажат и заедать. Пружина, закрывающая дроссельную заслонку, также может быть растянута или повреждена.
Подсос воздуха
Прокладки также требуют особого внимания, так как образование смеси может быть нарушено из-за попадания воздуха. Это означает, что прокладки коллектора и уплотнения инжектора необходимо рассматривать отдельно.
Плавающие обороты: причины
Следует отметить, что обороты могут не только медленно снижаться, но и «плавать», не оставаясь на одном уровне. В этом случае двигатель может работать неустойчиво. Плавающие обороты сначала падают, затем резко возрастают и повторяются. Частой причиной этого явления является чрезмерное впрыскивание воздуха, что приводит к «плаванию» оборотов.
Такая проблема возникает при выходе из строя датчика подачи воздуха (ДМРВ), который позволяет ЭБУ рассчитать количество поступающего воздуха и необходимое количество топлива в смеси.
При возникновении неисправности ЭБУ не сможет подготовить правильную смесь для холостого хода, что приведет к скачкообразному увеличению оборотов после отпускания акселератора или при работе двигателя на холостом ходу.
Подведем итоги
Поэтому для установления точной причины сбоя оборотов двигателя часто требуется тщательная диагностика. В случае карбюраторных двигателей часто требуется чистка и регулировка самого карбюратора, а в случае инжекторных двигателей необходима компьютерная диагностика.
Если проблема не очевидна (заедание тросика дроссельной заслонки, разные коврики в салоне после стирки или химчистки, заблокированный акселератор и т.д.), лучше провести осмотр автомобиля.
Наиболее сложной является ситуация, когда устройство энергосистемы предполагает наличие большого количества датчиков и исполнительных механизмов. В этом случае диагностическое оборудование не всегда может быстро и точно определить проблему.
Если диагностика затруднена, лучше всего отвезти автомобиль в мастерскую, специализирующуюся на ремонте автомобилей данного производителя. Как правило, это сервисная станция официального дилера, но в редких случаях вы можете столкнуться со сторонней сервисной станцией.
Наконец, следует отметить, что своевременное обнаружение проблем может продлить срок службы узлов и агрегатов, включая двигатели внутреннего сгорания. Другими словами, частый холостой ход, плавающие или скачущие обороты означают, что существует проблема с подачей воздушно-топливного соотношения или смеси. Игнорирование этих неисправностей окажет пагубное влияние на двигатель и его ресурс.